Российский авторынок 2025 : куда нас ведут новые законы?

Российский авторынок 2025 : куда нас ведут новые законы? 0

Последние изменения в автомобильной политике России вызывают немало споров среди автолюбителей и экспертов. Почему цены на машины растут, выбор сокращается, а старые автомобили становятся «роскошью»? Давайте разберёмся в происходящем и посмотрим, как это влияет на нас с вами.

 Утильсбор: благородная идея или инструмент давления?

В 2023 году был введён повышенный утилизационный сбор. Цель звучала красиво: стимулировать производство машин в России, чтобы компании не просто ввозили готовые авто, а строили заводы и развивали локализацию. Однако на практике этот инструмент стал способом «задушить» конкурентов.

Глава АвтоВАЗа Максим Соколов прямо заявил, что утильсбор помогает бороться с китайскими брендами, которые составляют конкуренцию Lada Vesta. В результате для популярных моделей с двигателем 1-2 литра сбор уже составляет 556 200 рублей, а к 2030 году может вырасти до 1 172 400 рублей. Это делает доступные китайские машины дороже, оставляя бюджетный сегмент практически без выбора: либо Lada, либо платить больше.

 Параллельный импорт: надежда угасает

Раньше многие россияне привозили из-за границы надёжные иномарки с пробегом. Но с ростом утильсбора и сложностями в логистике этот вариант становится всё менее выгодным. Современные автомобили из Кореи или Японии, даже б/у, теперь обходятся слишком дорого. В результате рынок сужается до пары вариантов: Lada или локализованные китайские модели.

 Локализация такси: удар по пассажирам и водителям

С 2026 года вступает в силу закон о локализации автомобилей для такси. Чтобы машина могла работать в таксомоторе, она должна набрать определённое количество «баллов локализации». Это правило поддерживает отечественные марки, такие как Lada или «Москвич», но сильно ограничивает использование иномарок.

Что это значит для нас?

1. Рост цен на такси.*Локализованные машины стоят дороже, а значит, расходы компаний вырастут. Эксперты уже прогнозируют увеличение тарифов на 30% и более.
   
2. Старение автопарка. Таксопарки не смогут обновлять машины так часто, как раньше. Это повлияет на безопасность и комфорт поездок.

3.Уменьшение выбора. В приложениях такси мы всё чаще будем видеть Granta или Vesta вместо привычных Hyundai или Kia.

4. Удар по самозанятым. Мелкие предприниматели и водители-одиночки столкнутся с трудностями при замене автомобилей. Для них покупка новой машины станет практически невозможной.

 Налог на возраст: новая нагрузка на владельцев старых авто

Ещё одна инициатива – повышение транспортного налога на автомобили старше 15 лет. Под предлогом заботы об экологии и безопасности владельцев таких машин хотят заставить платить больше. Но стоит ли это того?

Например, автомобиль 2010 года выпуска – это далеко не «хлам». Многие такие машины оснащены современными двигателями и остаются надёжными. Для их владельцев покупка новой Lada или другого авто – неподъёмные траты. Повышение налога просто ударит по кошельку людей, у которых нет возможности обновить транспорт.

 Чиновники и «отечественное»: двойные стандарты?

Самое обидное – это лицемерие со стороны властей. Пока обычным людям предлагают пересаживаться на Granta и Vesta, сами чиновники предпочитают ездить на Mercedes, BMW и других премиальных иномарках. Даже проект «Лада Аура», который планировался как служебный автомобиль для госслужащих, провалился – чиновники отказались от этой модели.

Как заметила актриса Яна Поплавская: «Я не видела ещё чиновников на Аурах, зато видела на Аурусах». И правда, пока элита выбирает комфорт и престиж, простым гражданам приходится мириться с ограничениями.

 Что в итоге?

Сложившаяся ситуация напоминает тупик. Вместо того чтобы развивать конкурентоспособный автопром, власти создают искусственные барьеры для конкурентов и ограничивают выбор потребителей. Цены растут, качество остаётся под вопросом, а простые граждане платят за всё это свои деньги.

Но есть ли выход? Возможно, стоит сосредоточиться на создании действительно качественных и доступных автомобилей, которые люди захотят покупать не из-за отсутствия альтернатив, а потому что они лучше конкурентов. Ведь только здоровая конкуренция может подтолкнуть отечественный автопром к развитию.

Пока же мы остаёмся заложниками ситуации: платить больше за меньшее качество и выбор или вовсе отказаться от личного транспорта. Будем надеяться, что здравый смысл всё-таки возьмёт верх, и ситуация изменится к лучшему.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.