Автомобильный рынок вошел в топ-5 отраслей с самой низкой динамикой
Уступив лишь издательскому, охранному бизнесу и товарам для дома
Индекс здоровья российского бизнеса проанализировал развитие автомобильного рынка (автомобили / автосалоны / запчасти / автосервис / автомойки) в России. Анализ показал серьезное падение авторынка — по итогам II квартала 2025 года относительно того же периода в 2024-м он вошел в топ-5 отраслей с негативной динамикой в микро-, малом и среднем бизнесе.
По итогам II квартала 2025 года максимальный Индекс здоровья получила категория юридических и консалтинговых услуг — 71 балл из 100. Для авторынка он составил всего 40 баллов (против 52 баллов годом ранее). Наихудшие результаты в течение года (Q2 2024-2025) отрасль показала в I квартале 2025 года, когда индекс опустился до 34 баллов. Однако в II квартале 2025 года показатели улучшились — в совокупности с тем, что в конце июля Центробанк снизил ключевую ставку на 2 п.п., это дает надежду на позитивный тренд. Наибольшее падение во II квартале этого года наблюдается в среднем бизнесе (с 63 до 45 баллов), наименьшая — в малом (с 41 до 33 баллов).
Таблица 1. Индекс здоровья российского бизнеса в сегменте автомобильного рынка
I квартал 2024 | II квартал 2024 | III квартал 2024 | IIV квартал 2024 | I квартал 2025 | II квартал 2025 | |
В целом | 46 | 52 | 51 | 45 | 34 | 40 |
Микро | 48 | 51 | 50 | 42 | 34 | 41 |
Малый | 38 | 41 | 43 | 44 | 28 | 33 |
Средний | 51 | 63 | 59 | 49 | 39 | 45 |
Спад подтверждает и статистика продаж автомобилей. По данным Автостат, за первое полугодие 2025 года в России было продано 53 0375 новых легковых автомобилей — это на 26,3% меньше, чем в первом полугодии 2024. Отрицательную динамику показали продажи большинства популярных марок. Рост продаж наблюдался у Solaris, Belgee, Jetour, GAC. Самым провальным для авторынка стал март, когда продажи рухнули на 45,5%.
По оценкам Точка Банк, падение оборотов[1] в микро-, малом и среднем автобизнесе в II квартале 2025 года относительно II квартала 2024 составило около 12%.
Основной причиной падения стала высокая ключевая ставка. Она спровоцировала удорожание кредитов — ставка 27% и более для большинства покупателей стала заградительной. В то же время она повысила привлекательность вкладов, где ставка составляет 20–22%. Еще одна причина — утильсбор, который серьезно увеличил стоимость автомобилей. В результате покупатели заняли выжидательную позицию. Они ждут снижения цен на автомобили, скидок, более доступных кредитов, возвращения ушедших автобрендов.
«Снижение продаж в автосекторе вызвано не только высокой ключевой ставкой и осторожностью покупателей. Сыграло роль и затоваривание: перед ростом утильсбора дилеры завезли машины, опираясь на прошлогодний спрос, а заводы в январе–феврале нарастили выпуск под пиковые планы. Спрос упал — складские остатки выросли. Теперь же, по нашим оценкам, дно пройдено. Консенсус‑прогноз российских финансистов предполагает снижение ключевой на 1–2 п. п., что облегчит кредиты и сможет поддержать спрос.Если тренд продолжится, разрыв с уровнем 2024‑го останется, но провалов масштаба мартовского мы уже не ожидаем», — объясняет Юлия Криган, старший дата-журналист Точка Банк.
Вместе с оборотами компаний сокращаются и рекламные бюджеты. По данным платформы омниканального маркетинга Calltouch, во II квартале 2025 года количество лидов, которые приходят на сайты компаний автомобильного сектора с платной рекламы, сократилось на 19%, из поисковых систем — на 27% по сравнению с тем же периодом в 2024. В то же время люди стали внимательнее изучать предложения, информацию на сайтах. Так, количество сессий с просмотрами выросло на 10%. Такое поведение пользователей косвенно подтверждает наличие отложенного спроса.
«Количество обращений в автосалоны стабильно снижается, а стоимость привлечения одного покупателя продолжает расти и уже превысила 5 тысяч рублей. В ситуации падения рынка и снижения спроса на автомобили автодилерам нужно выстраивать диалог с клиентами и анализировать эффективность коммуникации. За последние годы рынок сильно изменился. В России продаются десятки брендов, и люди не видят разницы между ними. В то же время в медиаполе часто появляются, возможно, заказные вбросы о низком качестве китайских автобрендов. Это не соответствует действительности, но покупатели зачастую предпочитают не разбираться в правдивости таких сообщений. В результате они предпочитают купить подержанного “немца” или “японца”, чем новую китайскую машину», — комментирует Артур Саркисян, CEO Calltouch.
Сжимается и рынок труда. По данным платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, количество вакансий во II квартале 2025 года сократилось в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Заработные платы в отрасли выросли на 15%. Это связано с оптимизацией зарплатного фонда и фокусом на эффективность труда. В автоотрасли активно внедряется автоматизация многих бизнес-процессов, что позволяет сокращать штат, а зарплатный фонд перераспределять между оставшимися сотрудниками. Самые высокие зарплаты предлагают микропредприятия: медианная зарплата составила 96 200 рублей против 84 167 рублей в средних компаниях.
«Снижение количества вакансий характерно не только для автоотрасли. Это связано с нескольким факторами. Бизнес перешел от наращивания коллективов и массового найма к повышению эффективности и производительности труда. При этом в некоторых регионах сохраняется высокий дефицит кадров и запрос на специалистов растет. Например, в Архангельске и Перми количество вакансий в автоотрасли выросло на 30%, в первую очередь за счет среднего бизнеса. Как правило, такая тенденция характерна для промышленных регионов, где есть крупные промышленные производства. Здесь сохраняется высокая потребность в кадрах, а малые предприятия вынуждены конкурировать за сотрудников с крупным бизнесом», — объясняетМария Игнатова, директор по исследованиям hh.ru.
Справка об Индексе здоровья российского бизнеса
Индекс здоровья российского бизнеса―это проект-исследование, в котором собраны и обобщены данные по оборотам, рынку труда, спросу, покупательской способности, эффективности маркетинговых каналов, жизненному циклу компаний по разным отраслям. Продажи, продвижение и кадры страдают в кризис больше всего и вместе с тем являются жизненно важными функциями бизнеса. А наиболее уязвимы малый и средний бизнес.
Индекс состоит из данных: по оборотам, налогам и циклу жизни бизнеса Точка Банк*, по продвижению и рекламе Calltouch**, по рынку труда и зарплатам hh.ru***. Именно этот комплексный подход отличает его от всех других и делает единственным в своем роде. При этом в исследовании три среза: микро-, малый и средний бизнес. За образцовый год был взят относительно спокойный допандемийный 2019 год и проанализированы 2020‒2024 гг. Индекс обновляется ежеквартально, а сайт проекта дополняется самыми успешными бизнес-кейсами и инсайдами научного и бизнес-сообщества.
[1]Под оборотом понимается сумма всех поступлений на счета компаний за анализируемый период. В исследовании используются реальные значения, скорректированный на инфляцию.